Ребенок боится рисовать?


1 минут чтения


Если Вашему ребенку предложить кисточку и краску, то он отказывается рисовать и начинает возмущаться, а то и плакать? Говорит: "Я не умею рисовать!" или "Мне не интересно рисовать"? В этой статье я расскажу, что может быть причиной такой нелюбви и страха, а также как можно помочь ребенку полюбить рисование.

Вообще, зачем рисование ребенку? Почему нам важно, чтобы он рисовал?

Рисование развивает мелкую моторику, а про ее пользу, думаю, не нужно пояснять. Рисуя, ребенок учится планированию (ставит цель, продумывает что, куда и в какой последовательности разместить, в какой очередности раскрашивать). Рисование развивает дисциплину и усидчивость. Рисование развивает наблюдательность, память, фантазию, а также эстетическое чувство. Рисование улучшает психологическое состояние ребенка, помогает справиться со стрессом. В общем польза для детского развития колоссальная!

Вообще рисовать для ребенка - это так же естественно, как и играть. У большинства детей с этим нет никаких проблем. Своими рисунками они выражают себя, свои эмоции, "отыгрывают" различные сюжеты из свой жизни.

Но бывает такое, что ребенок отказывается рисовать. Почему же это происходит?

Причин может быть множество. И прежде, чем решать проблему, нужно выяснить причину у конкретного ребенка. Разговаривать на эту тему с ребенком желательно не в момент возмущения и противления, а в момент, когда Вы с ним максимально расслаблены, в хорошем настроении и просто общаетесь на разные темы, в том числе и обсудите эту тему.

Из моей практики самые частые причины отказа следующие:

✔️ Первая по распространенности и значимости - ребенок боится, что у него ничего не получится, не верит в свои способности. Это бывает как с детьми, которых часто критикуют или недооценивают (бывает и сами родители, а бывает воспитатели, учителя или педагоги изо), так и с "прирожденными" перфекционистами.

Что делаем в этом случае?

Поддерживаем ребенка. В похвале делаем упор на процесс, на старания ребенка, не исправляем, если нам что-то не нравится, отмечаем прогресс. Если Вам кажется, что все совсем плохо, попробуйте найти хотя бы что-то, что у ребенка получилось в рисунке и похвалите его за это.

Перфекционисту объясняем, что если всё получается с первого раза, то значит мы ничему не учимся, что в любом новом деле очень важны регулярные тренировки, и чтобы добиться идеала, которого он так жаждет, нужно нарисовать много картин, и что если ему не понравится первый результат, это не будет означать, что ребенок плохой (именно этого перфекционисты и боятся), а будет лишь означать, что он делает что-то впервые.

✔️ Еще очень частый страх у детей (да и у взрослых, да и не только в рисовании) - страх белого листа.

Его можно преодолеть, используя специальные техники рисования, например, с самого начала сделать красивый фон, а только потом на нем создавать рисунок.

✔️ Еще одна причина - у ребенка рисование связано с каким-то сильным негативным эмоциональным моментом. Например, у меня была девочка, которую однажды сильно отругали за то, что она расходует много краски. Девочка эта была очень чувствительная, этом момент ей врезался в память и крепко связался с темой рисования красками. Когда я ей впервые дала кисточку в руки, она расплакалась. Я выяснила причину и смогла убедить, что в новых условиях никто её не будет ругать, показала кучу коробок и банок с краской и дала понять, что мне этих красок совсем не жалко для неё.

В этом случае обязательно нужно выяснить у ребенка, какой именно негатив связан с рисованием и убедить, что в этот раз такое не повторится.

✔️ Есть еще одна причина. Просто рисование – это не то, что входит в сферу интересов ребенка. Конечно, нужно обязательно попробовать заинтересовать ребенка, в том числе игровыми моментами, расширением спектра используемых техник, совместным рисованием. Но нужно быть готовым, что ребенок не воспылает любовью к этому вида творчества.

В любом случае любому ребенку не помешает освоение множества техник, чтобы у него рождались собственные идеи для творчества. А также очень важно, чтобы творческие материалы были доступны ребенку в любой момент.

Автор статьи Юдина Наталия, педагог дополнительного образования и декоративно-прикладного творчества.



Комментарии
* Адрес электронной почты не будет отображаться на сайте.