Ведущая деятельность ребенка


1 минут чтения


В статье «Почему развитие ребенка должно быть своевременным?» я рассказала, что в каждом возрасте ребенка существует некая деятельность, которая больше, чем какая-либо другая влияет на развитие ребенка и на формирование его личности. Это ведущая деятельность.

Это понятие ввел выдающийся психолог Алексей Николаевич Леонтьев, и в дальнейшем понятие ведущей деятельности получило развитие в работах не менее выдающегося психолога Даниила Борисовича Эльконина.

В этой статье мы подробнее рассмотрим, для какого возраста характерна какая ведущая деятельность и что под ней подразумевается.

Следует напомнить, что ведущая деятельность, естественно, не занимает все свободное время ребенка, но именно она в наибольшей степени определяет развитие ребенка в определенном возрастном этапе. Она не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления, и возникновение новой ведущей деятельности не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе.

С рождения до 1 года - непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым.

Именно когда мы эмоционально общаемся с ребенком, происходят главные изменения его психики. Своевременное удовлетворение потребностей ребенка, тактильный контакт, ласковый тон, эмоциональные игры, обнимашки, целовашки – все это просто необходимо для развития ребенка, как ни что другое. Ребенок в этот период учится взаимодействовать со взрослыми с помощью мимики, жестов и «языка тела». И наилучшим результатом этой деятельности в этот период становится хорошо развитое базовое доверие ребенка к миру, которое формируется у него к году.

С 1 года и до 3 лет основной ведущей деятельностью ребенка является предметно-манипулятивная.

Она влияет на все сферы психики ребенка. В жизни ребенка все большее и большее значение начинают приобретать предметы. Примерно с года ребенок начинает воспринимать предметы вокруг себя как вещи, которые имеют определенное назначение и свойства, а не просто как предметы, которые можно хватать или кидать. Ребенок овладевает различными действиями с предметами, и начинает осознавать, что может влиять на окружающий его мир.

Взрослый в этом возрасте становится наставником, помощником и образцом для подражания. Именно в этом возрасте ребенок осваивает основные бытовые навыки, связанные с манипуляциями различными предметами – учится кушать ложкой, одеваться, помогать родителям по дому. Дети в этом возрасте учатся копировать папины и мамины действия – «водить» машину, стучать молотком, «работать» за компьютером, «говорить» по телефону, развешивать белье, пылесосить и т.д. В этом возрасте они отличные «помощники».

И именно в процессе предметно-манипулятивных игр у ребенка в этом возрасте наилучшим образом формируются восприятие, пространственное мышление, логика, воображение и даже самооценка.

С 3 лет и до начала школьного возраста, т.е. примерно до 7 лет основной ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра.

В игре формируется воля ребенка (а именно, ребенок учится подчинять свои действия требованию «надо», а не только «хочу», то есть не только сиюминутным желаниям, но и правилам).

В игре ребенок учится и тренируется присваивать предметам смыслы, то есть использовать какие-то замещающие предметы для игры, например, палка – это пистолет, какая-нибудь свернутая бумажка – самолет.

В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом. Ребенок осваивает мир отношений, учится контролировать свои эмоции, выражать себя.

При этом важны как организованные игры, так и спонтанные, как игры по определенным правилам, так и игры, в которых дети сами вырабатывают правила по ходу игры. В общем, значение игры в дошкольном возрасте просто невозможно переоценить. И чаще наоборот, современные родители ее совсем недооценивают.

В младшем школьном возрасте основной ведущей деятельностью является учебная.

Обучение в этом возрасте является не столько накоплением знаний, а именно перестраивается личность ребенка, появляются главные новообразования возраста - произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий.

В подростковом возрасте основной ведущей деятельностью является личностное общение со сверстниками.

Через общение подросток ищет себя и свое место в коллективе. У подростков возникает потребность быть частью группы, ощущать с ней единство и получать от нее поддержку. Этот возраст важен для развития самооценки ребенка.

С 15 до 18 лет (юношеский возраст) основной ведущей деятельностью является профессионально-учебная деятельность.

В этом возрасте ребенок начинает задумываться о дальнейшей жизни, о деятельности, которой хочет заниматься в будущем. Только лишь в этом возрасте появляется ответственность за свое будущее.

Переход на следующий возрастной этап и смена ведущей деятельности не означает, что ребенок уже не занят деятельностью, которая была ведущей на предыдущем этапе. Т.е. если мы говорим о возрасте от 1 до 3 лет, то хоть и ведущей деятельностью у ребенка будет предметно-манипулятивная, это не означает, что ему уже не нужно наше с ним эмоциональное общение. Ему так же очень важны наша поддержка, обнимашки и различные приятные эмоциональные моменты, просто для развития личности они уже не будут иметь такого решающего значения, как это было до года.

Знания об этих периодах очень важны, т.к. помогают родителям обеспечить условия, в которых ребенок сможет заниматься необходимой в его возрасте ведущей деятельностью.

Автор статьи Юдина Наталия, педагог дополнительного образования и декоративно-прикладного творчества.

Личный youtube канал: https://www.youtube.com/channel/UCq9anBh9UXym7BWBO5gvUog?view_as=subscriber



Комментарии
* Адрес электронной почты не будет отображаться на сайте.