Наверняка, все родители замечали, что иногда бывает такое: учишь чему-то ребенка, учишь, ну например, буквы, но он совершенно их не усваивает месяц, два, год, а потом р-р-р-раз! И за пару дней все выучил. А если даже до этого год не учить, но начать «учить» вовремя, тоже будет р-р-раз, и все выучил. Но существуют и обратные случаи: пропустил ребенок некоторый период развития, и какой-то навык не сформировался, например, речь у детей-маугли, и потом уже научить ребенка чрезвычайно сложно, а порой невозможно. Почему же так происходит?
В этой статье мы поговорим о том, что такое ведущая деятельность и сензитивные периоды развития. И вы узнаете, какой период важно не упустить, и как использовать эти периоды, можно даже сказать, естественную природу ребенка, для максимального его развития.
Ведущая деятельность
Сначала сложное определение: Ведущая деятельность — такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности.
Проще говоря, не все занятия ребенка одинаково влияют на его психику. Занимается ребенок, условно, Действием 1 и Действием 2. Когда он занимается Действием 1, то это каким-то образом его определенно развивает, дополняет опыт, расширяет кругозор, но качественно не влияет на его психические процессы или формирование личности. А вот если он занимается Действием 2, вот тут происходят мощные процессы, которые коренным образом влияют на то, каким станет ребенок и как пойдет его развитие.
Давайте посмотрим теперь по возрастам, какая ведущая деятельность какому возрасту соответствует.
Это совершенно не означает, что в конкретном возрасте ребенок должен заниматься все время только «правильной» ведущей деятельностью, но именно она оказывает на него максимальное влияние. Если Вы будете 10-месячному малышу показывать картинки с животными, это будет для него возможно интересно и познавательно, но обнимашки-целовашки, подкидывания вверх, нежные разговоры будут иметь куда более важное значение для его развития. Учить буквы в 4 года для кого-то окажется вполне правильной идеей, но стоит не забывать, что наибольшее влияние на развитие будут оказывать игры.
Сензитивные периоды
В жизни ребенка существуют периоды, в которые ребенок наиболее восприимчив к приобретению тех или иных умений и навыков. Эти знания очень полезны для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для развития ребенка.
Каждый такой период длится ограниченное количество времени, и если мы его пропускаем, то восполнить пробел бывает очень трудно или невозможно. Такое вот своеобразное «окно возможностей», которое в какой-то момент закрывается. Например, если в период освоения речи ребенок был в неречевой среде (дети-маугли, дети с сильной педагогической запущенностью), то в более позднем возрасте он уже не способен на полноценное ее освоение.
Какие же выделяют сенситивные периоды развития?
Сензитивный период развития речи (0-6 лет)
Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)
Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)
Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)
Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)
Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)
Автор статьи Юдина Наталия, педагог дополнительного образования и декоративно-прикладного творчества.
Личный youtube канал: https://www.youtube.com/channel/UCq9anBh9UXym7BWBO5gvUog?view_as=subscriber