Помните, как в книге повзрослевший юноша Маугли вернулся к людям и зажил нормальной человеческой жизнью? К сожалению, в реальной жизни дела обстоят несколько по-другому, и настоящие дети-маугли уже к нормальной жизни не возвращаются даже при усилиях врачей, психологов и педагогов. В этой статье разберемся, почему же так происходит.
В жизни ребенка существуют периоды, в которые он наиболее восприимчив к приобретению тех или иных умений и навыков. Каждый такой период длится ограниченное количество времени, и если мы его пропускаем, то восполнить пробел бывает очень трудно или невозможно. Такое вот своеобразное «окно возможностей», которое в какой-то момент неизбежно закрывается. Этот период наибольшей восприимчивости называют сензитивным.
Это понятие было введено выдающимся отечественным психологом, психолингвистом, дефектологом, ученым с мировым именем Л.С. Выготским. Также этим вопросом занималась и известный педагог Мария Монтессори.
Одинаковых детей не существует, даже близнецы сильно отличаются друг от друга. У каждого индивидуальные свойства психики, способности и интересы. Однако сензитивные периоды прослеживаются в жизни каждого малыша примерно в одинаковом возрасте.
Эти периоды ограничены по времени, поэтому если мы пропускаем какой-то этап психического развития, то в будущем придется затратить много усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые психические функции могут так и не развиться. Примером тому служат как раз-таки многочисленные случаи детей-маугли, выросших в стае животных в тот возрастной отрезок, который приходился на сенситивный период освоения речи. Когда их возвращают в общество, то никакими реабилитационными методами их не могут научить полноценно разговаривать.
Таким образом, сенситивный период — время максимальных возможностей, это период наиболее высокой пластичности, из-за которой происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям.
Выделяют следующие сензитивные периоды по возрастам.
Сензитивный период развития речи (0-6 лет)
Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)
Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)
Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)
Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)
Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)
Еще хочу отметить такой важный момент, что чтобы ребенок успешно использовал тот или иной сенситивный период для своего развития, ему обязательно нужен взрослый, который будет для него наставником, образцом и источником поддержки. Развитие в рамках сенситивного периода происходит в так называемой зоне ближайшего развития именно в совместной деятельности со взрослым. То есть ребенок что-то не умеет делать, но у него есть все предпосылки, чтобы какой-то деятельностью овладеть, и вот с помощью взрослого, в тесном взаимодействии со взрослым он эту деятельность осваивает. Ну очень утрированный пример, ребенок сам еще не справляется с сортером, но с небольшой подсказкой мамы уже вполне это сможет сделать. Через небольшое время уже может это сделать и самостоятельно.
Знания о сензитивных периодах очень полезны для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для развития ребенка.
Автор статьи Юдина Наталия, педагог дополнительного образования и декоративно-прикладного творчества.
Личный youtube канал: https://www.youtube.com/channel/UCq9anBh9UXym7BWBO5gvUog?view_as=subscriber